ПРОЕКТ №40: SE усилитель на 6Н9с и 6П6С


1. Немного истории
Помнится, когда-то очень давно, в начале 70-х, собирал я ламповые усилители. Упоминание об этом есть в разделе «РАДИОзвук» на страничке «Мои УНЧ». Источником знаний и схем была книга Б. Сметанина «Юный радиоконструктор»:
Это обложка раритетной книги, которая имеется в моей бумажной библиотеке. Далее – сканы из неё с моими пометками и зарисовками более чем 40-летней давности.
Первым был двухтактный усилитель мощности:

Я использовал готовые силовой трансформатор и дроссель, применив в блоке питания диодный мост на Д7Ж. В качестве выходного поставил силовой от какого-то диапроектора с отводом на 110В. Согласующий я намотал сам. Лампы – 6П3С.
Второй УНЧ был однотактным:

В блоке питания также был применён диодный мост (или селеновая сборка АВС 120х270?), лампы – как на схеме. Усилитель работал, но я не вставил его в коробку. Что-то помешало.

Мне нужен был громкий звук – 10-15 Вт (по тем временам достаточно), и я хотел собрать полный двухтактный УНЧ из этой же книги. Помог знакомый киномеханик. Он продал мне нерабочий усилитель от кинопроектора «Украина» (см. в «РАДИОмузее» на страничке «Усилители НЧ» экспонат №3 «Усилитель 90У-2»):


Я убрал из него лишнее (цепь воспроизведения звука с оптической дорожки киноплёнки, цепь питания «звуковой» лампы кинопроектора), заменил в блоке питания силовой трансформатор на 110В другим – на 220В, кенотрон – диодным мостом. Помню, как я был рад тому, что аппарат заработал! Самодельные звуковые колонки – это отдельная песня…

В те времена не было ещё понятия «ламповый звук», потому что собственно ламповая аппаратура не отошла «на покой». Мы собирали ламповые УНЧ и слушали пластинки, магнитофонные записи, радиотрансляцию – все источники сигнала были аналоговые. Много воды с тех пор утекло, всё шибко изменилось. К лучшему или нет – другой вопрос. Всюду господствует ЦИФРА. А цены на ламповую Hi-End аппаратуру 5-6-значные! В чём тут дело? Возможно, это просто модно. Не думаю, что с цифрового носителя или источника можно получить естественный звук, каким бы ламповым ни был усилительный тракт. Наше УХО природой создано для восприятия аналогового сигнала, но МОЗГпривыкает обрабатывать всякую хрень. Поэтому для большинства – воткнуть в уши (или навесить на уши) наушники и слушать дебильные звуки (не могу назвать их музыкой!) – это верх блаженства. Я, например, так и не привык к наушникам и слушаю музыку (редко это случается в настоящее время) через колонки. Конечно, когда звук является просто фоном в процессе работы на даче, например, то роли не играет ни источник, ни усилительный и воспроизводящий тракт.

2. Блок питания на кенотроне настолько мощно всколыхнул во мне ностальгические настроения, что я решил снова собрать ламповый УНЧ с выходом на динамики. Для наушников уже было – см. предыдущие проекты.
Ламповые панельки из РАДИОхлама (см. предыдущий проект) предназначены для ламп с октальным цоколем. Такое их название происходит от количества «ног» – 8 штук. Эти лампы более древние, по сравнению спальчиковыми, но и на них и в настоящее время делают усилители! Поэтому и решено собрать УНЧ на лампах данной серии. Простой УНЧ, ибо времени на сложную конструкцию нет. Если я её начну, то, боюсь, закончить не смогу по всяким объективным причинам.

3. Схема
3.1. Её легко можно найти. Например, у дяди Фёдора, который не поленился всё пересчитать самостоятельно и заново http://fedor81.blogspot.ru/2011/11/69-66.html

Кстати, схемы многих Hi-End аппаратов не сложнее, а то и проще!
3.2. MaksGoodwin на https://www.youtube.com/watch?v=nKvrg4VbGQM показывает усилитель по этой же схеме, но впендюрив параллельно всем электролитам постоянные конденсаторы, а резисторы R2 и R3 – как для 6Н8С (см. 1-ый http:/), R5 – 470к. Питание он засандалил кенотроное на 6Ц5С. Значит, можно и таким образом получить «тёплое ламповое звучание»…
3.3.

В этой схеме легко ставят вместо 6Н2П – 6Н9Си вместо 6П43П=6П18П – 6П6С.
3.4.

3.5. Из приборов (раритетных) кабинета физики:


Я выбираю 1-й вариант.

4. Лампочки нашлись в коробочке:


Внутри баллона 6Н9С невооружённым глазом чётко различимы два триода. Внутренняя структура 6П6С покрыта мраком :-)
Ещё раз повторю, что я использую имеющиеся у меня радиодетали и материалы. Я не заказываю их по AliExpress, хотя «они там шибко много дешевше». Это вряд ли. Можно провести сравнительный анализ, но сейчас речь не об этом. У меня они вообще бесплатные, так что себестоимость устройства складывается только из временнЫх затрат.

5. Теоретическая (потому что без пайки) часть реализации проекта
Прикинул примерное расположение и соединение элементов для СТЕРЕОварианта:

Монтаж будет навесной.
Примерное расположение с реальными деталями:

Получается, примерно, 18см Х 22см. Но ещё + длина БП. Возможно, шасси будет шире, чтобы уменьшить общую длину. Всё будет зависеть от металла, который я подберу.

А вот и выходные трансформаторы от КИНАПовских усилителей 5У06.  Они рассчитаны именно на 6П6С:

Их данные:

По ходу возникла идея использовать дроссели от ЛДС:

Конечно те, которые в нормальном состоянии. Есть также идея заменить эти чудовищные индуктивные элементы электронными и добавить элементы индикации. Если, конечно, доведу усилитель до нормального рабочего состояния.

Макет на картоне:

Окончательно созрело: в качестве основы для шасси взять корпус от РС. Возможно, силовой трансформатор будет «утоплен» вглубь шасси, так что высота всей конструкции будет почти равна его высоте.

6. Далее, хочу надеяться, последует воплощение «в железе»

© SEkorp, 23 мая 2018г

НАЗАД на страницу РАДИОмастерская