РАДИОхабар

Дека для записи мини дисков


Так получилось, что среди прочего РАДИО металлолома, совершенно случайно попался мне вот этот аппарат:

Честно говоря, он меня поставил в тупик. Я ничего подобного в своей практике не встречал.
Возникло кое-какое подозрение, совершенно не подтверждённое фактами: DEKA - устройство для записи/воспроизведения.
А а поскольку сзади о ВИДЕО ничего не было написано, следовательно для АУДИО! Но как, на какой носитель?
Аппарат был совершенно не в рабочем состоянии. Пришлось его вскрыть:
Такое вот устройство! Блок питания (импульсный, естественно), плата с процессором и прочими прибамбасами и ДИСКОВОД (!), в котором засрял (или был забыт?) ДИСК.

Естественно, я извлёк:


Вот он:

У меня уже тогда зародилось подозрение, что это МАГНИТООПТИЧЕСКИЙ диск. Но подозрение надо было проверить.

Из Интернет-источников:

1. Работа над MiniDisk - так надо называть этот носитель - началась в середине 80-х годов ХХ века, когда каасетная аппаратуза магнитной записи-воспроизведения звука достигла свего апогея. Дальнейшее улучшение качества магнитной ленты аудиокассеет, улучшение конструкции и параметров магнитных головок, совершенствование электронных компонентов и узлов уже не могло првнести серьёзные качественные улучшения. MiniDisk должен был заменить аудиокассеты, стать более компактным и надёжным носителем звуковой информации в ЦИФРОВОМ виде. MiniDisk должен был превосходить аналоговую кассету и максимально приближаться к CD при существенно меньшей ёмкости. Наконец, непременным условием должна была быть возможность многократной самостоятельной записи на такой носитель – с функциями стирания и монтажа.

2. В результате в MiniDisc были реализованы сразу несколько передовых на тот момент технологий, защищённых множеством патентов. В качестве технологии записи была выбрана магнитооптическая, в которой для запоминания данных используется лазер, разогревающий до необходимой температуры ферромагнитный слой диска, и магнитная головка, изменяющая намагниченность нагретого участка. Для воспроизведения записи применяется лазер меньшей мощности: при отражении луча от того или иного участка, в зависимости от его намагниченности, меняется плоскость поляризации, что и фиксируется оптическим датчиком. Магнитооптическая технология давала мини-диску важные преимущества: высокую надёжность хранения записи и повышенную устойчивость к магнитным полям, быстрый произвольный доступ к любому фрагменту записи, а также возможность многократного стирания и перезаписи. Единственным существенным на тот момент недостатком считалось высокое энергопотребление лазера в процессе записи, что ограничивало использование пишущих приводов в портативных устройствах. Впрочем, впоследствии стало понятно, что MiniDisc столь же подвержен размагничиванию, как и обычная магнитная лента.

3. Диск диаметром 2,5 дюйма (64 мм) и ёмкостью 140 Мбайт устанавливался в жёсткий пластиковый корпус со сдвижной шторкой – почти как у компьютерной дискеты. Для кодирования музыки был применён фирменный алгоритм Sony Adaptive TRansform Acoustic Coding (ATRAC), основанный на психоакустических особенностях человеческого слуха. По своей идеологии ATRAC близок к MP3 и прочим форматам кодирования звука с потерями: информация, неразличимая или малоразличимая на слух для большинства людей, удаляется из файла, а оставшаяся сжимается до максимально компактного объёма. В результате 74 минуты записи на 650 Мбайтах компакт-диска удалось сжать до 140 Мбайт ёмкости мини-диска. Базовый битрейт первой версии ATRAC составил 292 Кбит/с.
Формат MiniDisc и оборудование для записи и воспроизведения мини-дисков были официально представлены 12 января 1992 года, однако новинка была принята довольно прохладно. По качеству звучания первые проигрыватели уступали не только DAT-магнитофонам с алгоритмом записи без потерь, но даже полностью забытым ныне цифровым кассетам DCC, также использовавшим психоакустическую схему сжатия. При этом аппаратура оказалась сравнимой по стоимости с СD-проигрывателями, обеспечивающими намного более высокое качество звука.

4. Пока в Sony доводили до ума алгоритмы для аппаратного кодирования и декодирования сжатого звука, на дворе наступил XXI век – век интернета, MP3, Napster, файлообменных сетей, айподов и флэш-плееров, пишущих приводов CD-, DVD- и Blu-ray. Cоздаётся впечатление, что всё это время создатели MiniDisc обитали в какой-то другой реальности и вернулись обратно только к 2004 году. Героизм, с которым Sony тащила этот давно морально устаревший формат до 2013 года, заслуживает отдельного разговора.

5. В марте 2013 года корпорация Sony окончательно прекратила выпуск оборудования для записи и воспроизведения цифровых мини-дисков. В этом событии удивляют сразу два факта: насколько чудовищно устаревшим сегодня воспринимается этот формат, хотя ему всего лишь двадцать лет, и насколько долго он вообще умудрился просуществовать в мире интернета и MP3.

© SEkorp, 6 мая 2019г.


НАЗАД на страницу РАДИОхабар