УНЧ из «Кантаты-204»

Недавно мой студент, Кугсгауз Самуил (будущий мастер общестроительных работ, как это ни странно), приволок такой вот труп:


СПРАВОЧНАЯ информация: инструкция по эксплуатации --> ЗДЕСЬ; РЕКЛАМА из журнала РАДИО №8 1977г --> ЗДЕСЬ; описание и схема из справочника --> ЗДЕСЬ.
Это труп радиолы «Кантата-204» выпуска 1979 года. Шкалы нет, электронно-оптический индикатор настройки выдран. Но все ручки и клавиши целы. То, что она действительно труп, определить было несложно:

  
Как известно, труп не подлежит реанимации, ежели не привлекать колдуна или чёрного мага. Да и смысла в этом нет, поскольку радиолы подобного типа у меня в музее есть, и состояние их несравненно лучше. Был определённый период в ранешней отечественной РАДИОпромышленности, когда радиолы 1-2 классов разные предприятия делали как под копирку. Это касается как схемотехники, так внутреннего и внешнего дизайна – эдакие «ящики на ножках».

Но «ближе к телу» (как говорил Мопасан устами Великого Комбинатора). Где-то на заднем плане забрезжила некая идея по поводу применения некоторых органов данного трупа. Для начала я решил расчленить (или разобрать?) «Кантату», а дальше – будем посмотреть…

Итак, процесс расчленения (слабонервных прошу удалиться!):

   
Снимаю крышку проигрывателя. Видно, что ЭПУ в процессе  работы выдерживало весьма неслабые нагрузки. Снимаю ЭПУ вместе с деформированным и треснутым основанием. Создаётся впечатление, что некий Ejay сидел непосредственно на нём, за неимением другого более подходящего места, куда можно было бы приспособить нижние полушария. Взору предстаёт электронная «начинка» радиолы, покрытая многолетним слоем пыли, копоти (очевидно, в те времена на танцах было модно много курить!) и грязи.


Тем не менее, при поверхностном осмотре я не увидел «убитых» электронных компонентов. Беру кисточку и начинаю, как археолог, аккуратно счищать всё это говно. Чего я только не находил в старой радиоаппаратуре! И на этот раз там оказался очередной сурпрыз, именуемый по-научному «изделие №2», а по-простонародному… Ну, вы поняли, что я имею в виду. Возможно, его использовали для пущей электроизоляции. Чтоб не долбануло в задницу сидящему (или сидящей?!). Или спрятали на случай… чего? Или от кого? Или для кого? Короче, к радиотехнике, о которой я пытаюсь тут поведать, он имеет весьма отдалённое отношение.

Как и следовало ожидать, с нижней стороны корпуса имеются специальные крепления с резьбой, куда вкручивали ножки, чтобы этот агрегат стоял на полу. Здесь же расположены 4 винта крепления шасси к корпусу. Отвинчиваю их и извлекаю шасси наружу:

   
Корпус пуст, как скорлупа. Куда его? Вид спереди. Без шкалы радиола смотрится весьма убого. Но восстанавливать шкалу – дело исключительно трудоёмкое. Я этим заниматься не буду. Я отсеку то лишнее, которое мне больше не потребуется.


Отключаю, отсоединяю всё, что связано с КСДВ, ПЧ и УКВ. Оставляю только УНЧ и БП. Выходной трансформатор на плате УНЧ почему-то болтался на проводках. Снова удивляюсь, сколь интенсивна была эксплуатация бедной радиолы! Для этой «Кантаты» жизнь  Золушки показалась бы, наверное, раем! К сожалению, мне довольно часто приходится сталкиваться, не побоюсь этого слова, с бесчеловечным отношением к раритетной радиоаппаратуре. Но, ближе к телу! Хотя трансформатор был закреплён на особой планке, привинченной к само́й плате и к шасси, он оказался свёрнутым с крепежа. Пришлось его отпаять, снять с планки, вытащить её, отпаяв от печатной платы (!). Затем я заново закрепил трансформатор на планке, вставил её на место, привинтил и припаял выводы.
Идея начинает выкристаллизовываться.

   
И вот всё готово к тому, чтобы испытать УНЧ и БП в работе. Подключаю на выход динамик 4ГД-35 – именно такой стоял в радиоле. Без второго – высокочастотника – пока обойдусь. Включаю в сеть и жду. Дыма, запаха и прочих нездоровых проявлений не возникло. Лампочка на 6,3 В загорелась сразу, а спустя немного времени засветились нити накала 6Н2П и 6П14П, кстати, обе «родные» – 1979 года. При вращении регулятора громкости слышно «шуршание» - это нормально для родного переменного резистора такого срока давности. Касаюсь пальцем входа – слышен фон переменного тока. При полностью введённом регуляторе громкости и открытом входе фон переменного тока в динамике слышен только, если ухо приблизить к нему вплотную. Это нормально.


Подключаю УНЧ к нетбуку, подаю сигнал и… я разочарован. Качество звучания, мягко выражаясь, плоховатое. Но я ведь пдключил «голый» динамик! Подсоединяю S-30 (10АС-222) – уже значительно лучше, но всё равно не удовлетворения не доставляет.

Пробую 15АС-201-1 «Аксия» - примерно то же самое. Попробую восстановить «родную» акустику в родном корпусе, ибо закрытые ящики – не для этой системы. Но будет это уже в будущем году, поэтому продолжение последует.

Просмотрел старые записи и оказалось, что Новый год в РАДИОмастерской я уже традиционно встречаю с какой-то конструкцией УНЧ. Так уж сложилось.

Попробовал 10ГДШ-2 без корпуса – снова плохо.

Извлёк 10АС-318 от магнитофона «Маяк-233», и чудо свершилось! Звук обалденный!

Причём, при всех положениях регулятора громкости – от мин до макс. Регуляторы тембра – полностью введены, т.е. установлен подъём по ВЧ и НЧ. Никакого бубнения, мягкость и чистота высоких! Короче, красота. Снова и снова меня удивляет и поражает качество и надёжность отечественной РАДИОаппаратуры, которая, спустя столько лет прекрасно работает без всякой переделки и модернизации. Кто-то грешит на советские электролиты, которые, мол, высыхают. Чушь! Во-первых, они герметичны и высохнуть попросту не могут. Во-вторых, разберите аккуратно хотя бы один древний советский электролитический конденсатор и один современный буржуйский, не брэндовый, ширпотребовский и увидите, что качественнее. Вообще же на эту тему есть довольно умные исследования.
Несколько слов о 10АС-318. Она заслуживает этого! Данная АС выпускалась с 1985 года разными заводами. Я в самом начале 90-х купил магнитофон «Маяк-233» с этими  (именно сними, они – музейный экспонат!) колонками. Значит и их сделали на «Маяке».


10АС-318 предназначена для воспроизведения звука совместно с бытовой радиоаппаратурой 2-й группы сложности.
Технические характеристики:
эффективный рабочий диапазон частот - 100...16000 Гц;
чувствительность 90 дБ;
неравномерность АЧХ 16 дБ;
среднее звуковое давление 0,8 Па;
коэффициент гармоник 3...6%;
электрическое сопротивление 4 Ом;
предельная шумовая мощность 10 Вт;
долговременная мощность 15 Вт;
предельная кратковременная мощность 20 Вт;
частота основного резонанса 40 Гц;
размеры 390х270х190 мм;
масса одной АС - 3,8 кг.

В АС установлен динамик 10ГД-36 с поролоновой подвеской диффузора. Я не обследовал подвеску именно в этих динамиках. Но хранились колонки только в отапливаемых помещениях, поэтому динамики прекрасно звучат до сих пор. Вообще же, если на поролон действует перепад ± температур, то он разлагается и динамики выходят из строя.
Кстати, после нескольких запусков и нескольких часов работы регулятор громкости перестал «шуршать»!
С Новым 2020 годом всех, кто интересовался нашим сайтом и не покидал нас в течение 2019 года. Спасибо! Благополучия Вам и всяческих творческих успехов!

© SEkorp 28-dec-2019


НАЗАД на страницу РАДИОмастерская