ПРОЕКТ №29: ЦМП с активными фильтрами

Просмотр информации по означенному запросу показывает, что «ничто не ново под Луной», и абсолютное большинство схем основаны на источниках более чем 40-летней давности. Причём, основной является одна и та же схема, представленная в разных вариациях, начерченная (или построенная) в разных программах (иногда – с некоторыми ошибочками), чёрно-белая и даже цветная. Мне неприятно видеть, когда люди выдают чужое за своё. Тем более, что первоисточники отыскать не так уж и сложно – было бы желание. В то же время как положительный аспект хочу отметить, что современная радиолюбительская молодёжь не гнушается, в некоторой степени, винтажности и раритетности в вопросах «создания» цветомузыкальных приставок. Плохо, когда молодые люди, не имея элементарных знаний, пытаются собрать из дискретных элементов («рассыпухи», выражаясь на понятном им языке) некое устройство, полагая, что их – эти дискретные элементы – можно стыковать по-всякому наподобие LEGO-элементов. Но это несколько иная тема…

Я, обычно,стараюсь найти не просто источник, а ПЕРВОИСТОЧНИК! Лучше, если их несколько – для сравнения. Итак:
1. ЮТ, №11, 1981, с.75, Б.С. Иванов, «Цветомузыкальная установка»:


Обращаю внимание, что именно эту схему вы почти наверняка НЕ НАЙДЁТЕ в Интернете. Наверное, потому, что её немного сложновато перечертить. Данная ЦМП имеет «полноценный» канал фоновой подсветки.

2. Б.С. Иванов, «Энциклопедия начинающего радиолюбителя», 1992, с.361, «ЦМП на тринисторах»:

Именно эта схема наиболее часто встречается в Интернете. Наблюдаются небольшие отклонения от первоисточника в схемах фильтров, но, в целом, почти 1:1.

Примечание: нижние (по схеме) выводы резисторов R1, R2, R3 следует соединить с общим проводом.

А вот продолжение этой же схемы (если не полениться заглянуть в книгу) зачастую выдаётся как некое оригинальное решение по включению фоновой подсветки:

Справедливости ради надо отметить, что в журнале "РАДИО №9, 1980г до этого была малнькая публикация:

3. РАДИО, №8,1990, с.78, Б. Сергеев, «Простые цветомузыкальные приставки», с.82, «ЦМП с тринисторами».
По сути, Б. Сергеев просто собрал несколько ЦМП, опубликованных в разное время в разных книгах и журналах Б.С. Ивановым.
Но почему-то именно схема из данного журнала послужила источником для тиражирования в Интернете:

Здесь нет речи о введении фоновой подсветки. Нет её, практически, и ни на одном сайте, где эта схема повторяется.
Кстати, если уж речь идёт об активных фильтрах, то следует отметить, что Б.С. Иванов в книжке «Электроника в самоделках» ,
1975 г., в разделе «Что такое цветомузыка», начиная со стр. 109, под заголовком «Панно светящихся звуков», описывает трёхканальную ЦМП с активными фильтрами:

Однако, "Ближе к телу! Как говорил Мопасан" (со слов товарища О. Бендера). К примеру, на сайте http://legkoe-delo.ru/remont-doma/stati/77877-tsvetomuzyka-svoimi-rukami

всё подробно расписано и разрисовано, кроме… канала фона. Будто его нет совсем или хуже того – быть не может?!

Имеет место и такой вариант:

Лично меня может заинтересовать возможность применения здесь симисторов BCR8PM, но это – позже.

Однако, копание копанием, а пора и делом заняться. Перехожу к практической части.
Achtung! Это не инструкцияи не методическое пособие по сборке. Я просто рассказываю и показываю.

Итак, я остановился на схеме Б.С. Иванова потому, что она многократно повторена, а, значит, должна заработать без проблем.
Разработал плату под свои детали. Поскольку зрение слабовато и руки уже работают несколько коряво, я не стал её шибко оптимизировать и мельчить. Также, исходя из имеющихся кусков фольгированного текстолита, разделил всю систему на три блока:
1 – входной, 2 – фильтров и ключей, 3 – силовой.

Сначала был вариант всё собрать на одной плате (слева), но потом силовой блок я решил «отпочковать» (справа) из-за размеров трансформатора Т2:


Платы изготовил путём фрезерования участков между токоведущими проводниками.

Распаял НЧ-канал:

Распаял силовой блок:

Силовичок Т2 я использовал (не знаю даже, откуда он взялся!) с напряжением около ~10 В на вторичной обмотке; мост В250С5000/3300 (600В, 5А) в цепи питания ламп; мост KBP206 (600В, 2А) в выпрямителе для питания фильтров и ключей; электролиты 500мкФ х 25В, стабилитроны Д814А; тиристоры КУ202Н– какие попались под руку в коробке. Никаких заумных соображений по поводу выбора мостов не имею. Их у меня довольно много, и я просто беру подходящие по параметрам и размерам.
Соединил вход – канал НЧ – силовой блок – красную лампу и подал на Т1 сигнал с выхода УНЧ: НЧ-канал заработал сразу. Корректировку полосы с помощью R9 выполнил чисто визуально по морганию лампы, ориентируясь на НЧ-сигнал фонограммы.


Оказалось, что схема весьма чувствительна. Причина в том, что я стандартно (поскольку их у меня десятка полтора) использовал в качестве Т1 трансформатор от абонентского громкоговорителя, а у него соотношение обмоток далеко не 1:1. Возможно, в дальнейшем я намотаю такой Т1, как требуется.
«Входной блок» буду использовать от проекта, где собирал "экспериментальную" ЦМП на симисторах BCR8PM. Сопротивление резисторов R1-R3 10 кОм:

Спаял СЧ- и ВЧ-каналы, подключил. СЧ-канал заработал сразу же, а вот ВЧ-канал – никак!

Промерил напряжения в отсутствие сигнала на транзисторах всех каналов – примерно одинаковые. Всё менял, всё проверял снова – никакого результата. Если подавать сигнал с движка R3 на базу VT6 или на катод VD3, то тиристор VS3 отпирается, синяя лампочка EL3 помаргивает. Но ниоткуда больше сигнал не проходит, тиристор не отпирается, лампа «молчит»! Fantastisch!! Египетская сила!! «Туды её в качель!» (как говорил гробовых дел мастер Безенчук из «12 стульев»).
Бывает, что очевидная, казалось бы, мысль ударяет в черепную коробку и отражается на извилины коры не сразу, а с какой-то временной задержкой! Ведь если два канала работают, а 3-й – нет, но детали исправны и монтаж без ошибок, то зреть надо в конец, а там что сидит? ТИРИСТОР!!! Оказывается, на НЧ- и СЧ-каналах я поставил 2У202Н, а в ВЧ-канале – КУ202Н. Заменил его на 2У202Н – канал заработал.

Кстати, как только не обозначают на схемах в Интеренете тиристоры (точнее - тринисторы), а надо вот так – см. выше.

Аналогично было с каналом фона: КУ202Н не захотел отпираться при R27=47кОм, VD16 -Д226Б, R28=910 Ом. Я также поставил 2У202Н, и канал заработал. Кстати, чтобы фоновая лампа моргала в противофазе с одним из каналов (у меня это НЧ), я исключил из схемы VD14 и VD15. Плохо то, что при такой схеме нельзя оперативно менять уровень сигнала канала фона.

И ещё одно. Исходя из чисто визуального восприятия «моргания» ламп, я в канале ВЧ поставил конденсаторы на 0,01 мкФ,
а в канале СЧ на  0,1 мкФ.

ЦМП в работе:

Хотелось бы поместить конструкцию в подходящую коробочку, но пока нет времени, да и коробочки тоже. Если сделаю, добавлю фото.
© SEkorp, 15 апрель 2017г.

НАЗАД на страницу РАДИОмастерская