Честно говоря, меня это уже несклько достаёт:
меняй, переставляй, разъясняй...

Ну, скока можна?!

Музей "РАДИО и ВТ" - октябрь 2016г.

С началом нового учебного года, в сентябре 2016 в музее «РАДИО и ВТ» вновь развёрнута экспозиция, посвящённая вычислительной технике. Я делаю это каждый раз для того, чтобы познакомить студентов 1 курса с тем, как развивалась ВТ в конце ХХ века, какие компьютеры были в те времена, и как могли на них работать студенты ХХ века. Каждый раз я немного меняю расположение экспонатов, добавляю кое-что новое. Но, должен отметить, с каждым разом заинтересованность первокурсников снижается, появляются скептические ухмылки и глупые шутки по поводу «древнего железа». Оказывается, многие из них совершенно не представляют, что было время, когда не было смартфонов и планшетов, а много чего электронного выпускалось в СССР.

Общий вид экспозиции:

Правая сторона посвящена самой «древней» технике:

счётные палочки, русские счёты, логарифмические линейки, арифмометры, сетевые (в смысле питания от электросети) калькуляторы,

так называемые «микрокалькуляторы» с комбинированным питанием и питанием только от батареек и солнечных элементов

Различные электронные компоненты ЭВМ разных поколений: электронные лампы, электромагнитные реле, переключатели, номеронабиратели, транзисторы, малые, большие и сверхбольшие интегральные микросхемы, процессоры:

Рядом находятся различные носители информации, на которые записывалась (или могла быть записана) цифровая информация – перфолента, бобины с магнитной лентой от больших ЭВМ, магнитофонные бобины и кассеты, видеокассеты, дискеты.
Компьютер «Специалист» (по материалам журналов «Моделист-конструктор») собрал мой младший брат в 1988 году, когда учился в Смоленском техникуме электронных приборов (СТЭП). Он не только спаял, настроил, но сам «прошил» ПЗУ, в том числе какую-то версию BASIC’а, чтобы можно было писать программы.  В качестве устройства отображения использовался обычный телевизор (в оригинале он был ещё ламповый!), а программы записывались на обычный катушечный магнитофон (у моего брата была стереоприставка «Нота»).

На заре всеобщей поголовной компьютеризации кто только не занимался выпуском простых одноплатных «микро-ЭВМ» - было и такое название, в том числе и многочисленные, в те времена, кооперативы. Вот одно из таких кооперативных творений «БКлИА», вставленный в клавиатуру IBM-совместимого компьютера. Дело в том, что IBM-совместимая техника 80-х была совершенно не карману массовому покупателю. Вот и плодились всвозможные клоны. В этом компьютере стоит настоящийZ80. А вот в бытовом компьютере «Дельта-С», который я приобрёл для кабинета информатики в 1990 году, установлен его отечественный клон КР1858ВМ1.

Само собой, в конце 80-х – начале 90-х годах появились клоны процессоров фирмы Intel 8086. «Ассистент» - один из первых таких аппаратов собран на процессоре КР1810ВМ86. К нему можно было подключать специальный монитор, сделанный на базе телевизора, кассетный магнитофон, а также НГМД – так по-русски назывался тогда дисковод для дискет. Мне, правда, не удалось увидеть такого чуда, а вот с кассетами и загрузкой программ с них пришлось повозиться!

Для учебных заведений выпускались целые терминальные классы, комплексы и комплекты ВТ. В средней школе №1 им. Ю.А. Гагарина был японский (именно VadeinJapan!!!) компьютерный класс «YAMAHA-MSX2», в состав которого входили 10 ученических одноплатных микро-ЭВМ с монохромными мониторами, и компьютер учителя, который был вполне персональным: системный блок с двумя 3,5-дюймовыми дисководами, цветной монитор, клавиатура и матричный принтер.  Компьютеры объединялись в локальную сеть. Компьютер преподавателя подарил музею учитель информатики Иванов Алексей Павлович.

В сентябре 1988 года я сам ездил в Москву получать первый компьютерный класс «КУВТ-86» отечественного производства. Он состоял из 12 ученических одноплатных «информационно-вычислительных устройств» БК-0010 с чёрно-белыми мониторами, на которых можно было отображать и графику, компьютера преподавателя на базе диалогово-вычислительного комплекса «ДВК-3Мш», выполненного в виде моноблока. В нём имелись два 5-дюймовых дисковода, не было винчестера, графическая плата была заменена сетевыми платами, поэтому на экране отображалась только алфавитно-цифровая информация. Имелся матричный принтер D100. Всё это объединялось в ЛВС, которая у меня прекрасно работала. С тех пор я поменял несколько комплектов учебной ВТ, но совершенно не представляю себе работы без ЛВС. Хочу отметить, что в те годы я достаточно много ездил по европейской части нашей страны (с командировками не было никаких проблем!) и неоднократно видел разные компьютерные классы без локальной сети! Чудовищно!!

В соседнем (тогда) техникуме в нашем городе стояли два компьютерных класса на базе компьютеров «АГАТ» разных модификаций. Поскольку «системники» имели дисководы, никто там не потрудился создать и наладить ЛВС, хотя такая возможность имелась. Насколько мне известно, «АГАТы» появились раньше «БКашников». Прототипами для них послужили компьютеры «AppleII», да и процессор 6502 был клоном аналогичных апплевских.

Между тем нашествие IBM-совместимой техники было уже не остановить, и, конечно же, появились компьютеры для учебных заведений. В музее имеется экземпляр «Искра-1031», который выпускался Смоленским ПО «Искра». Процессор всё тот же клон КР1810ВМ86, но машинка имеет системник с НГМД на 5,25 дюйма, НЖМД 20 Мб (компьютер учителя), цветной монитор. Возможно создание ЛВС. Я видел ни один кабинет информатики, оснащённый этими машинами, с прекрасно работающей ЛВС.

В 1992 году я снова был командирован в Москву, чтобы получить комплект IBM-совместимой техники для переоборудования кабинета информатики. К тому времени я уже умел работать в MSDOSи со всяким разным ППО, поскольку у меня влаборантской стояла ЕС-1842 минского производства, а ПО «Искра» распределило через комитет по образованию «ПК Турбо-286», и он у меня тоже работал! Но, к сожалению, ни один не сохранился для музея… Итак, я привёз: 12 компьютеров (рабочие места студентов) на базе 386-х процессоров 33 МГц, с FDD3,5 дюйма, мультикартой, ОЗУ 2 Мб, без винчестеров, с сетевыми адаптерами для коаксиальной сети и всеми проводами; компьютер преподавателя на базе 486-процессора 40 МГц, с FDD3,5 дюйма и винчестером 140 Мб, видеокартой 256 Кб, ОЗУ 4 Мб. Кроме того, 13-дюймовые мониторы, мышки, принтер «EpsonLX100» и дискеты с MSDOSи сетевой ОС Lantastic. Всё остальное надо было приобретать или находить самостоятельно. Помню, для этого компьютерного класса я приобрёл первый лицензионный продукт – текстовый редактор «Слово и Дело».

В дальнейшем именно эти компьютеры подвергались модернизации. Сначала я увеличил ОЗУ, заменил видеокарту, добавил звуковую карту и колонки, добавил CD-дисковод (только чтение!) в компьютере преподавателя. Перешёл от 3-й версии DOSк 6.22RUS. Но вокруг уже вовсю устанавливали Windows. Я сделал мультизагрузку своего компьютера ( или Windows) и познакомился таким образом с Windows 3. Пытался разослать её по сети, но ничего не вышло. А тут грянула Windows 95! А в моём компьютерном классе ещё DOS!
Как быть? Организовал компьютерные курсы и на собранные средства в 1999 году полностью модернизировал класс. Во все компьютеры были установлены материнские платы под PentiumI и сами процессоры тоже, расширена ОЗУ, установлены видеокарты и винчестеры, а затем - Windows 95. Это было фантастично, с DOS.22RUS перепрыгнуть сразу на Windows 95! Потом мы попали в какую-то программу и нам досталась лицензионнаяWindows 98. ЛВС тоже не стояла на месте: я приобрёл HUB, сетевые карты под витую пару, провода, сам обжимал концы и у меня заработала «звезда».
В начале 2000-х одна мне отдали мёртвый (как им казалось) компьютер. Я его реанимировал и обнаружил установленнуюWindows Millennium. Система оказалась вполне работоспособной и я сохранил этот компьютер как экспонат.

Ещё один восстановленный компьютер на базе 486-го процессора 100 МГц с DOS.22 RUS и ППО под неё. Сохранено как память о тех временах.

Компьютер на базе PentiumII233МГц с WindowsXP. Но самое главное – в нём имеется ZIP-дисковод!

Действующий макет IBMPCна базе 386-го процессора. DOS.22 RUS загружается с дискеты, можно запустить NortonCommander, драйвер мышки и работать.

Ещё одна «кучка» накопителей и носителей информации. Здесь имеется винчестер на 20 Мб из ПЭВМ ЕС-1842, а также переносной винчестер. Бокс для него вставлялся в 5-дюймовый отсек системника, а сам винчестер можно было всталять-вытаскивать и переносить в специальном контейнере с ручкой.

Материнские платы с разными процессорами, начиная от КР1810ВМ86 и 286-го и заканчивая PentiumIV.

Платы расширения – от древних до современных.

Сетевое оборудование – возможно это громко сказано, тем не менее. Сетевая карта для коаксиальной линии (топология ШИНА), которая продолжительное время служила верой и правдой, пока компьютеры были медленные. Сетевая карта для витой пары, переключатели (Switch, топология ЗВЕЗДА), которая прочно и надолго вошла в быть кабинета информатики, как только потребовалась более высокая скорость. Модемы – от самого древнего «ИСМ-1200», который мои студенты приняли за устройство для подогревания чая или кофе, до более современных USB-модемов и устанавливаемых в системный блок (внутренний модем).

На этом столе находится разобранный IBMPCи его компоненты. Всё открыто или открывается, всё можно потрогать, пощупать, рассмотреть, как бы, изнутри.

Несколько общих планов:

На моём столе раритет «Toshiba Libretto 50ct» в рабочем состоянии. В 1988 году я установил на нём Windows 98SERUSи Office 97 RUS.

Музейные Windows 2016 oct:

Спасибо за внимание, которое ВЫ уделили моему музею.

SEkorp 2016 oct

НАЗАД на страницу РАДИОмузей