Статика и динамика...
Единство и борьба...
Как сделать так, чтобы единству соответствовала не борьба, а единение, консолидация (так сказать!) для ПУЩЕГО эффекта?
Мыр-р-р...
Вот в чем вопрос!

ПРОЕКТ №5: возрождение ЦМП "ПРОМЕТЕЙ-1М"

Антология:
1. РАДИО, №3, 1979г, стр. 49-50 - НАЧАЛО
2. РАДИО, №4, 1979г, стр. 50-51 - ОКОНЧАНИЕ
3. РАДИО, №11, 1979г, стр. 62 - дополнения 1
4. РАДИО, №4, 1981г, стр. 52-53 - дополнения 2
5. РАДИО, №5-6, 1981г, стр. 79 - дополнения 3
6. РАДИО, №1, 1982, стр. 62 - дополнения 4
ВСЁ В ОДНОМ ФАЙЛЕ ---> LOAD FILE

Еще одно возрождение старой конструкции, от которой у меня не осталось почти ничего, кроме нескольких черно-белых фотографий, да воспоминаний о процессе создания, налаживания и работы. Не стану утверждать, что данная ЦМП идеальна, но она по многим параметрам отвечала моим запросам к ЦМП в конце 80-х начале 90-х годов. Я видел много различных ЦМП и ЦМУ на всесоюзных радиовыставках (тогда еще в СССР), которые проводились на ВДНХ (теперь - ВВЦ) в павильоне "Радиотехника" (наверное, сейчас его и не существует вовсе!). Впечатление производили устройства, которые имели "креативные" выходные оптические устройства (ВОУ). Зачастую, эффект работы конструктивно сложной ЦМУ сводился "на нет" именно из-за непродуманности того элемента, где эта самая ЦВЕТОМУЗЫКА отображалась.
Таким образом, эффективность восприятия цветового сопровождения музыки (для меня лично, субъективно) не столько зависит от сложности и навороченности схемного решения, сколько от продуманности и тщательности проработки ВОУ. Это - во-первых.
Во-вторых, я привык четко соотносить цветовую картину с мелодией и частотным спектром. Поэтому на меня не производит впечатление бестолковое мерцание "под музыку" цветных лампочек или светодиодов. Как правило, в этом мерцании не чувстуется самОй музыки.
В-третьих, речь идет не о каких-то там профессиональных установках (цветомузыкальные фонтаны или цветовое шоу на стенах домов), а о любительских, рассчитанных на комнату или на небольшой зал. За эталон цветодинамики я беру установку "Ялкын" Б. Галеева, Р. Галявина ( "В помощь радиолюбителю", вып. 52, 1976г., стр. 9). Я реально видел ее в действии. Казалось бы, ничего особенно сложного, но каков эфект! Попробуйте повторить!

1. У меня также давно была идея сделать ЦМП так, чтобы цветовая картина была динамичной, неповторяющейся.
В сборнике "В помощь радиолюбителю" №87 за 1984 г. подобная идея описана: С. Сорокин, "Объёмная цветомузыкальная установка «Гармония»". Автор использовал простейшую трехканальную ЦМП и переключатель «бегущие огни» на трехфазном тиристорном мультивибраторе.
Основные недостатки конструкции:
1) необходим достаточно мощный источник звукового сигнала;
2)«бегущие огни» реальной динамики не вносят, поскольку ни направление «бега», ни частота переключений от параметров звукового сигнала никак не зависят.
С тех пор много воды утекло, появилась масса новых схемных решений ЦМП и ЦМУ, в том числе с микропроцессорным управлением и управлением от компьютера. В абсолютном большинстве случаев авторы подробнейшим образом расписывают преимущества именно их схемного решения, почти не уделяя внимания ВОУ. А зря! Но, кажется, я уже повторяюсь...

2. Основа моей конструкции - ЦМП "ПРОМЕТЕЙ-1", усовершенствованная (на транзисторах КТ315, тиристорах КУ202Н, с лампами на 220В - внесены исправления):

3. Подобрал детали, стараясь максимально использовать ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ. Правда, силовичок решил применить китайский от каких-то звуковых колонок, достаточно компактный, на нем указано 220В/6В, а именно это и надо.

4. Нарисовал монтажную схему и прорезал дорожки:


5. Залудил участки платы и разместил основные элементы:

Тиристоры поставил на небольшие Г-образные уголки.
6. Подал сетевое напряжение на силовичок и померил напряжение на выходе. Вместо 6В оказалось почти в два раза больше! Ну и китайцы! Мало того, что вечно экономят - это как раз понятно. Но чтоб вместо 6В было 12В - это уж слишком! И не надо говорить, что это, мол, без нагрузки. Чушь!

7. Кто виноват - понятно. А что делать? Поскольку у меня в деревне, где я летом кое-что мастерю, нет радиомагазина, а по Интернету заказывать такую мелочь несколько проблематично, пришлось снова покопаться в запасниках. Там я обнаружил блок питания от отечественного микрокалькулятора - на фото 5 он справа от мультиметра. Измерения показали, что на вторичных обмотках он дает 1В - для накала индикатора и 37В - для его катодной цепи.
Я смотал обмотку на 1В и посчитал к-во витков - 18. Несложный расчет 1/18=5/х -> х= 5*18=90 показал, что для получения 5В надо намотать 90 витков. Я смотал с каркаса обе вторичные обмотки:



и намотал примерно 90 витков провода ПЭЛ-0,31:
8. Собрал трансформатор, стянул сердечник в тисках, вставил на место китайского, померил напряжение на вторичной обмотке и на выходе выпрямителя:


Все оказалось в порядке. Да иначе и быть не могло! Таким образом, ЦМП будет ПОЛНОСТЬЮ собрана на
отечественных элементах.
9. Распаял все детали, по ходу обнаружив, что не прорезал дорожки в 2-х местах; подпаял регуляторы,
гнезда входа/выхода:


и хотел уже пробовать включить, как понадобилось кое-что найти в древних залежах хлама, который я собирался вывезти на свалку. И там я совершенно неожиданно обнаружил верхнюю часть корпуса моего "Прометея", который я делал давным-давно.

Нахлынули ностальгические чувства, и я решил собрать ЦМП в старом корпусе без всяких дополнений.


Я совершенно не думал о том, чтобы подогнать размеры платы под этот корпус, но все совпало.
Пришлось несколько изменить расположение силовых диодов:

на Фото 19 - как они были установлены изначально.


На Фото 20-21 - как они установлены теперь.
И вот пора, наконец, включить ЦМП и посмотреть, будет ли она вообще-то работать?
Сигнал на вход я подал с линейного выхода звуковой карты, порегулировал уровни:

... и ЦМП заработала:

Каналы ВЧ и СЧ работают нормально, канал ФОНа пришлось точно настроить, а вот канал НЧ так и не заработал. Пока не знаю, почему. Не было времени разбираться (воскресенье, 1 сентября).

8 сентября я, наконец, выяснил, в чем дело. Оказалось, что входной конденсатор НЧ-канала я подпаял (суета!) не туда, куда следовало. На фото 24 все каналы работают.
К сожалению, на этом пока я должен приостановить проект. В связи со всякими делами нет времени вставлять ЦМП в корпус. По опыту знаю, что отложенные таким образом проекты так и остаются лежать, но всё же надеюсь...

НАЗАД на страницу РАДИОмастерская