Является ли хвост таким
же важным органом как, например, рука? - вот в чем вопрос!

ПРОЕКТ №3: простейшая ЦМП на тиристорах

Моя первая ЦМП представляла собой простые LC-фильтры, подключаемые к выходу 3-4 Ваттного усилителя. Нагрузкой были лампочки на 3,5 В, окрашенные акварелью (!). Я не оформил её как законченную конструкцию, но некоторое начальное представление получил.
Вторая ЦМП на транзисторах П213 была сделана в виде законченной конструкции с отражателем и экраном. Здесь я воочию убедился в том, что три основных цвета могут создавать многокрасочную цветовую картину. Поэтому я считаю именно эту ЦМП ПЕРВОЙ.
Третья ЦМП была выполнена как встроенный модуль в ламповый усилитель от школьного кинопректора. Усилитель я поместил в самодельный корпус с небольшим экраном, поскольку мощности лам не хватало для засветки большого внешнего экрана.
Четвёртая ЦМП была уже на тиристорах, мо-моему, КУ201Ж. Поскольку эти тиристоры не рассчитаны на сетевое напряжение, я запитал автомобильные 12 Вольтовые лампы каналов от понижающего трансформатора. В этой ЦМП был и канал фона. Схема - из журнала "РАДИО", №4 за 1972г, стр. 60, раздел "За рубежом". Как приходилось добывать тиристоры сельскому радиолюбителю в те времена - это отдельная песня.

Патая ЦМП была также сделана на тиристорах, но более мощных - КУ202Н, что позволило использовать обычные лампы на 220 В со светофильтрами. Для этой ЦМП я сделал ВОУ (выходное оптическое устройство - так это тогда называлось) в виде прямоугольного параллелепипеда. Передняя стенка состояла 2-х перепендикулярных рядов тонких стеклянных трубок. Излучающими элементами были гирляды из 26 Вольтовых лампочек, окрашенных разноцветной пастой от шариковых ручек. Кстати, несколько позже я увидел почти такой вариант ВОУ у ЦМП "Прометей".

Сокращения и пояснения:
ЦМП - цветомузыкальная приставка
ВОУ - выходное оптическое устройство, т.е. то, что стоит на выходе ЦМП: лампы+цветные фильтры+отражатели+экран+т.п.
БП - блок питания
НЧ, СЧ, ВЧ - низкая частота, средняя частота, высокая частота звукового диапазона
1 Вт - единица измерения мощности, например, выходной УНЧ или ламп накаливания
1 В - единица измерения напряжения, например, сети 220 В или выхода БП - 15 В
1 А - единица измерения силы тока, напрмер, предохранитель на 3 А

Итак, примерно, 1981 год на ФОТО справа. Сигнал с выхода магнитофона "Днепр-12Н" подавался на ЦМП, с неё - на ВОУ.
От этой ЦМП, которая называлась "COLOR-3", в моих запасниках частично сохранился корпус: нижняя, верхняя, боковые и задняя стенки. Я делал корпус из листового дюраля, который когда-то продавался в специальных наборах.

Давно у меня зрела идея восстановить эту ЦМП.

Я точно знаю, что схема была взята из брошюры «В помощь радиолюбителю» выпуск №87 за 1984 г., С. Сорокин, Объёмная цветомузыкальная установка «Гармония», поскольку в самой книжке остались кое-какие мои записи и пометки.

Итак, РЕКОНСТРУКЦИЯ!

1. Я подобрал детали: тиристоры КУ202Н, конденсаторы МБМ на 160В, резисторы МЛТ-0.5 и МЛТ-0.25, переменные резисторы - какие нашлись - от 10 кОм до 47 кОм (надо, чтобы корпуса были примерно одинакового размера), трансформатор - от абонентсого громкоговорителя (можно и любой другой, главное, чтобы соотношение витков обмоток I:II было не менее 1:2), выключатель - любой подходящий, предохранитель на 2А.

С3 - два параллельно включенных конденсатора 0,5 мкФ и 0,25 мкФ
С4 - два параллельно включенных конденсатора 0,1 мкФ и 0,25 мкФ

2. Прикинул расположение на плате, расчертил её, прорезал дорожки, просверлил дырки, вставил тиристоры и трансформатор, и поместил для пробы в корпус:

ВНИМАНИЕ!
Детали ЦМП находятся под напряжением 220 В!
Надо ВНИМАТЕЛЬНО следить, чтобы токоведущие проводники не соприкасались корпусом.

3. Распаял детали на плате:

4. Включил в сеть и подал сигнал с телефонного выхода дохленьких компьютерных колонок. Результат - НУЛЕВОЙ. Я уверен, что все детали исправны. Померял сетевое напряжение на ЦМП - оно имеет место быть. Померял напряжение сигнала на выходе колонок - менее 1В (переменное). Подумал, что маловато будет! Пришлось покопаться в закромах. Нашёл блок питания и плату усилителя от электрофона "Концертный-304". Я также уверен в том, что они исправны, поскольку когда-то проверял и законсервировал "на всякий случай". И вот это случай настал!

Я не собираюсь использовать УНЧ+БП в конечной конструкции ЦМП. Пока я подал сигнал на вход УНЧ, чтобы "раскачать" 2-3 Вт на выходе, а с него уже - на вход ЦМП.

5. Подключил БП к УНЧ --> к выходу УНЧ - 10 Ваттный динамик (R=4,5 Ом) --> к динамику вход ЦМП --> ЦМП нагрузил на 40 Ваттные лампочки. Для них не нужна покраска или светофильтры.

6. Снова подал сигнал с телефонного выхода компьютерных колонок на вход УНЧ --> подрегулировал уровни сигнала на входе ЦМП --> ЦМП заработала

7. Вставляю ЦМП в корпус:

8. Проверяю: после визуального осмотра обнаружил обрыв одного провода, припаял, включил для контроля:

9. ЦМП работает. Закрыл корпус и снова включил для контроля:

10. РЕКОНСТРУКЦИЯ завершена. ЦМП возрождена, спустя более 30 лет!

НАЗАД на страницу РАДИОмастерская

Hosted by uCoz