МЯУ!
МУР-Р-Р...

РАДИОУСТРОЙСТВА:

МОИ УСИЛИТЕЛИ НЧ

1. Вперёд, в прошлое!

Замыслив материал на означенную тему, я первоначально хотел начать излагать её с азов. Не забираясь в дебри, конечно.
Однако после некоторого осмысления возможной перспективы пришёл к выводу, что это совершенно ни к чему.


 

В сети имеется громадное количество информации на эту тему, и каждый второй стремится учить других. И именно с азов. Я, как преподаватель более чем с 30-летним стажем, заявляю:
1) вообще НЕТ такого количества желающих учиться чему бы то ни было;
2) вряд ли найдётся столько желающих учиться что-то ДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ;
3) совсем уж не найти такого количества МОЛОДЫХ РАДИОЛЮБИТЕЛЕЙ.

Одна половина сайтодержателей пытается учить строить УНЧ с азов, отталкиваясь от того, что такое транзистор (радиолампа), как он (она) может усиливать, рак работает однотранзисторный (одноламповый) УНЧ, двухтранзисторный (двухламповый), однотактный, двухтактный трансформаторный, бестрансформаторный, но чень качественный, очень качественный, не очень мощный, очень мощный и т.д. и т.п. При этом сложность и количество деталей УНЧ возрастают в геометрической прогрессии. Дело доходит до того, что схема блока питания для высококачественного УНЧ оказывается сравнима с самим усилителем и по количеству деталей, и по сложности, и по налаживанию. Я хорошо знаю, что даже совсем несложный УНЧ может звучать довольно качественно. И дело здесь не только в усилителе! А временные затраты на разработку, налаживание, изготовление схемотехнически сложных УНЧ, зачастую, не приводят к желаемым результатам.
Замечу, что, например, в 70-х годах в журнале «РАДИО» имел место быть цикл статей В. Борисова в разделе «Практикум начинающих», где всё излагалось исключительно доходчиво, просто, понятно, а примеры конструкций – просты и легко повторяемы. Затем вышла книга «Юный радиолюбитель» (у меня издание 1987 года – фото 1, слева), которая переиздавалась несколько раз. Так вот, в Интернете имеют место быть сайты, содержащие скопированные оттуда материалы, но не содержащие никаких упоминаний о первоисточнике.

 Другая половина сайтодержателей предлагает современной молодёжи приобщиться к созданию усилителей НЧ, заманивая её, эту «пытливую» молодёжь тем, что усилители почти не содержат деталей. Помимо одной-двух микросхем, конечно! Т.е предлагают получить желаемый результат, почти не прилагая усилий умственных или физических. Наверное, именно оно большинству современной молодёжи и надо… но у меня нет желания развивать эту тему.

Я просто расскажу о том, как и какие УНЧ я делал, что мне в них понравилось, а что – нет, какие проблемы возникали, и как я их решал.
Короче: ВПЕРЕД, В ПРОШЛОЕ!

2. Вначале была ЛАМПА

В те далёкие времена – конец 60-х, начало 70-х – собрать более-менее мощный усилитель сельскому радиолюбителю было весьма затруднительно. Дело в том, что купить нужные радиодетали было сложно потому, что их не было в свободной продаже, а заказывать через Посылторг – долго ждать, да вышлют не один раз сообщение, что «в связи с большим количеством заказов Ваш заказ будет выполнен через месяц», да пришлют не всё, что было заказано. Поэтому главным источником радиодеталей были старые и испорченные радиоприёмники. Телевизоров было мало, и ломались они редко. Магнитофонов практически не было. Вот такая была ситуация.
Главным источником информации по радиотехнике была библиотека. Там можно было найти (уж не знаю, как они туда попадали!) всякие разные книжки для радиолюбителей.
Первая моя настольная книга, которую я перечитал с паяльником в руках (и не один раз!) –  «Юный радиоконструктор», 1956 год (фото 1, справа).
Первой ламповой конструкцией, которую я изготовил, был двухтактный усилитель мощности. У нас дома была, как тогда называли, радиола «ВЭФ-Радио» (рис. 2). Но мощность при воспроизведении грампластинок была, на мой  взгляд, маловатая. Мне хотелось большего, и я решил сделать «усилительную приставку» из означенной книги – на рис. 3 схема с моими пометками 40-летней давности.

Согласующий трансформатор я намотал сам, силовой использовал готовый, а в качестве выходного применил понижающий от какого-то диапроектора 220В/6В с отводом на 110 В. Трансформаторы Т1 и Т2, лампы были размещены на пластмассовой плате, детали напаяны навесным методом. Вся конструкция помещалась в фанерном ящике от посылки, к одной из стенок которого крепилась плата, к другой – силовик Т3. Во фронтальной стороне были установлены два динамика 4ГД-8Е, которые выпускались у нас в Гагарине на заводе «Динамик». Динамики соединялись последовательно и синфазно.

 

 

 

Конструкция заработала, по-моему, с первого раза безо всякой настройки. Музыка с грампластинок зазвучала значительно громче. Для меня в тот момент это было важнее, чем качество. Но особо сильных искажений я, помнится, не услышал. Каково же было моё удивление, когда я подал сигнал с радиотрансляционной линии! Я вытащил приставку на улицу и зимними морозными вечерами наслаждался качественным громким звуком. А как приятно светились в темноте лампы 6П3С тёплым оранжевым светом. Синеватое свечение высоковольтной плазмы меняло свою интенсивность в такт громкости! Fantastisch! – рис. 4.


Следующий аппарат, который я хотел собрать – это радиограммофон : схема на рис. 5 из той же книги.
Кенотронный выпрямитель я заменил полупроводниковым мостом на диодах Д7Ж, трансформаторы взял от какого-то старого приёмника. От него же использовал ЭПУ с моторчиком на 110 В. Жаль, конечно, что пришлось разобрать для этого раритетный приёмник, но он был нерабочим, а детали были остро необходимы.
Схема работала, но дальше монтажной панели дело не пошло: наверное, не было времени или материалов сделать корпус.

 

 

 

И всё же мне хотелось сделать усилитель и звуковую колонку в виде законченных конструкций. Я не особенно задумывался над выбором: если две конструкции, собранные по схемам из «Юного радиоконструктора» оказались вполне рабочими, то зачем где-то ещё искать?

На рис. 6. представлена схема однотактного УНЧ мощностью 5 Вт (опять же, с моими пометками). Мой предыдущий опыт показывал, что 5 Вт для одной комнаты в доме – мощность вполне достаточная.
Над этим усилителем я трудился долго. Причём, основная часть времени ушла именно на создание корпуса, который был изготовлен из самого доступного для меня материала – фанеры. Лобзиком и ножовкой я работать умел. В качестве морилки использовал раствор марганцовки, затем сушил и покрывал бесцветным нитролаком. В блоке питания я применил сборку АВС 120х270, вместо дросселя – мощный резистор. Трансформаторы – от предыдущей конструкции. Выходную лампу пробовал 6П6С и 6П3С, но не помню, с какой он работал качественнее.

К тому времени у меня «появились» 4 динамика 4ГД-8Е. Их все я и решил вставить в колонку. Я смотрел, конечно, расчёты акустических систем в книжках, но там было для меня много непонятного. Решил сделать так, как мне казалось наиболее рациональным (рис. 7). Не с точки зрения акустики, а с позиций материалов и размеров. Моя колонка также была сделана из фанеры. Крепление стенок – шурупами к деревянным брускам. Динамики изнутри я закрыл тканью, а пустое место заполнил ватой. Также внутри на боковой стенке были установлены клеммы для переключения соединения динамиков. Несколько позже я понял, что можно было бы поставить переключатель, но переделывать уже не стал. На переднюю панель я натянул ткань с каким-то строгим геометрическим узором, поскольку радиоткань в моих условиях в те времена найти было невозможно.

3. Лампа или транзистор?
Книгу под названием «Транзистор? Это очень просто!» я тоже читал. Только вот не помню, чтобы в результате у меня был какой-то практический выход. Схемки на транзисторах периодически появлялись в журнале «Юный техник» и даже в газете «Пионерская правда». В одной из газет была напечатана схема «пионерского» мегафона. К сожалению, оригинал (вырезка из газеты) давным-давно утерян, но по запросу в GOOGLE первая ссылка вернула мне именно ее (рис. 8).

Далее цитирую:
«При проведении различных военных учений и спортивных сорев­нований широко применяются мегафоны — специальные устройства, усиливающие громкость звучания человеческого голоса. Описывае­мый простой мегафон с выходной мощностью до 1 Вт может быть использован в военных и спортивных играх пионерского отряда. На  рисунке приведен внешний вид мегафона, состоящего из основного устройства, заключенного в фанерный корпус с внешними размерами 80X140X200 мм, и выносного микрофона с кнопкой включения питания. Внутри корпуса размещены усилитель с батареей питания и громкоговоритель. Усилитель соединен с микрофоном и кнопкой гибкими проводниками длиной 80 см. Корпус снабжен ремешком для переноски мегафона на груди или боку.
Принципиальная схема. Согласно принципиальной схеме, мегафон включает микрофон, усилитель низкой частоты на двух транзисторах различной проводимости малой мощности Т1, Т2 и одном транзисторе средней мощности. Непосред­ственно в коллекторную цепь Т3 включен динамический громкогово­ритель Гр. Усилитель питается от батареи Б напряжением 9 В. Так как он потребляет большой ток (до 600– 800 mА при работе с максимальной мощностью), то батарея включаемся кнопкой Кн только непосредственно при подаче команд.
Особенностью принципиальной схемы усилителя является приме­нение транзисторов различной проводимости (Т1: р-n-р, Т2:n-р-n, Т3:р-n-р). Это позволило обойтись без переходных межкаскадных электролитических конденсаторов и упростить цепи смещения. Режимы работы всех трех транзисторов устанавливаются подбором резистора R1. Кроме того, использование транзистора средней мощно­сти дало возможность включить громкоговоритель непосредственно в коллекторную цепь транзистора Т3, что позволило обойтись без трансформатора и повысить выходную мощность.

Детали и конструкция. В усилителе пионерского мегафона мо­гут быть использованы следующие детали: транзисторы Т1 тина МП39—МП42; Т2 — МП35-МП38; Т3— П213-П215 (П201-П203, П4Б-П4Д), резисторы МЛТ-0,5 или УЛМ, конденсатор С1 типа К50–3 или ЭМ, ЭМ-Н, «Тесла» емкостью 5,0-20,0 мкф на рабочее на­пряжение от 6 до 12 В. Батарея Б состоит из шести включенных после­довательно элементов типа 373 («Марс») или двух батареи «Ру­бин-1». Громкоговоритель Гр типа 1ГД-18 или 1ГД-28, а также 1ГД-1, 1ГД-5, 1ГД-9 от приемников старых выпусков. В ка­честве микрофона Мк применен капсюль типа ДЭМШ-1, подключенный к усилителю экранированным проводом. Кнопка Кн от звонка пли самодельная. Микрофон и кнопка заключены в пластмассовый или фанерный футляр с решетчатыми вырезами.
Детали усилителя размещены на монтажной плате из гетинакса или плотного картона. Размеры платы и расположение деталей на фоне ученической бумаги в клеточку показаны на рис. 1, в.
Налаживание. Налаживание мегафона сводится к установке то­ка коллектора транзистора Т3 в пределах 150—200 ма при молчании, для чего подбирают номинал резистора R1. Ток измеряют ампермет­ром на 1А, который включают в разрыв цепи, обозначенный на схеме звёздочкой. Вместо амперметра можно применить лампочку для карман­ного фонаря на 3,5 В х 0,28 А. При указанных значениях тока пить лампы должна светиться очень слабо».

Я собрал мегафон на гетинаксовой плате, жёстко соединив детали лужёным медным проводом. Плату, динамик, батареи поместил в самодельный фанерный корпус, на нём же установил кнопку. В качестве микрофона применил телефон ТОН-2 с сопротивлением катушек около 1,5 кОм. Мегафон заработал без наладки, но, как справедливо отмечалось в статье, ни для каких других целей он был непригоден. Качество звука было отвратительное.

Следующая конструкция, которой я посвятил значительное время, был усилитель 90У-2. Один мой знакомый, который работал в сети кинопроката, продал мне нерабочий усилитель от кинопроектора «Украина» за 10 руб, а потом предложил ещё пару КИНАПовских динамиков. Причём, магнитные системы – отдельно от вышедших из строя динамиков, а диффузоры (со звуковыми катушками в сборе, центрирующими шайбами, естественно) – совершенно новенькие в коробочках. Это стоило мне ещё 10 руб. Кстати, в начале 70-х это были не такие уж малые деньги для меня – школьника. Бесплатно прилагалась инструкция по эксплуатации усилителя со схемой. Мне предстояло оживить усилитель, собрать динамики и отцентрировать диффузоры, сделать звуковые колонки. Хотя о STEREO я тогда ещё не помышлял, колонок  собирался сделать две штуки.

Внешний вид усилителя со снятой верхней крышкой и защитной решёткой показан на фото 9.
Вид снизу на классический монтаж – фото 10.


Схема усилителя имелась на внутренней стороне нижней крышки – фото 11.

Усилитель, показанный здесь, является одним из моих раритетов.
Подробнее о нём – на моём сайте http://www.sekorp55.narod.ru по ссылке «Мои раритеты».

Мне предстояло, в первую очередь,  модернизировать блок питания усилителя. Дело в том, что КИНАПовские усилители включались через автотрансформаторы, которые являлись общим блоком питания для всей киноустановки, и на кинопроектор, и на усилитель подавалось 110 В. Я очень не хотел громоздить этот автотрансформатор массой около пуда!
Из усилителя я удалил «родной» силовик и кенотрон 5Ц4С, поставив туда диодный мост с силовиком от усилительной приставки. Кроме того, ненужными оказались: входная цепь с фотоумножителем для воспроизведения оптической фонограммы и цепь питания «звуковой» лампы кинопроектора. После указанных ампутаций и имплантаций усилитель заработал. Причём, фон НЧ возникал только при касании пальцем входа адаптера (звукоснимателя), а без этого была почти полная тишина.

Для усилителя я всё-таки изготовил две колонки, причём, самостоятельно собрал динамические головки и отцентрировал диффузоры – фото 12 (это я - ещё шибко молодой).

Отремонтированный и модернизированный 90У-2 служил мне довольно долго. Даже в институте на танцах я применял его!

Тем временем количество накопленных транзисторов должно было перерасти в новое качество и… простой усилитель из журнала «Юный техник» №8, 1976 г. продолжил «модельный ряд» - рис. 13.

Он был собран на плате и вставлен в звуковую колонку, в которой был один 5-ваттный НЧ+СЧ динамик от старого радиоприёмника и два 1-ваттных ВЧ динамика оттуда же, включенные через разделительные конденсатор 2 мкФ. Наверное, потому что я не старался выжать из усилителя максимальную мощность, звучание при воспроизведении грамзаписи получалось не очень громким, но удивительно чистым, глубоким и прозрачным. Без всякой коррекции прекрасно звучали низкие и высокие частоты. На этом этапе до меня стало доходить, каким должен быть звук, если я хочу слушать музыку без искажений. Единственным источником качественного сигнала в те времена была грампластинка.

Надо отметить, что кроме УНЧ я интересовался и делал:
Электрогитару (фото 14 - это тоже я ещё молодой),
различные приставки для гитары,
блоки питания,
цветомузыкальные приставки,
автоматы световых эффектов,
а также миноискатели,
схемы управления электродвигателями,
устройства с фотодатчиками (фототир, например),
различные тиристорные регуляторы,
простые радиопрёмники… и др.

 

 

Примерно в сентябре-октябре 1978 года я снова вернулся к ламповому КИНАПовскому усилителю, решив встроить в него простенькую транзисторную ЦМУ. На этот раз я использовал маломощный усилитель от школьного кинопроектора (фото 15), в котором выполнил те же самые операции (фото 16), что и раньше в более мощном.                                                               

Х
– удаление
V – замена
Усилитель, показанный здесь, также является одним из моих раритетов. Загляните в РАДИОмузей.

4. И всё-таки – транзистор!
Я не имел достаточного количества различных и современных (по тем временам) кремниевых транзисторов, поэтому искал схему качественного и мощного УНЧ на транзисторах германиевых. И хотя в моём распоряжении были П210, я выбрал схему на транзисторах средней мощности типа П214. На фото 17 показаны уже готовые блоки этого УНЧ: предварительный усилитель и темброблок, усилитель мощности и выходные транзисторы на радиаторах, стабилизатор с защитой.
Я сам разработал все печатные платы и впервые применил технологию вырезания непроводящих участков. В дальнейшем я часто использовал именно этот метод при изготовлении печатных плат, стараясь (при разработке) делать токоведущие части только прямыми.
Усилитель я собрал в корпусе из листового дюраля, одна сторона которого была покрыта лаком (продавались одно время такие наборы, где были металл, пенопласт и дерево). На передней панели я разместил регуляторы громкости и тембра, стрелочный индикатор выхода (от магнитофона), который подсвечивался лампочкой (индикатором включения), выключатель питания; на задней панели – гнёзда входа/выхода. До настоящего времени у меня сохранились лишь несколько дюралевых листов корпуса. Усилитель работал на нагрузку 4 Ом, которая представляла собой кубическую колонку с четырьмя широкополосными динамиками. По моей субъективной оценке, аппарат развивал на выходе 6-8 Вт. УНЧ работал на некоторых моих, общешкольных и других мероприятиях.

Схема усилителя мощности и блока питания взяты из брошюры «В помощь радиолюбителю» выпуск 42, О. Стрельцов, «Универсальный усилитель на транзисторах».

 


Блоки, использованные мною, выделены на схеме цветом – рис. 18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Позднее я сделал ещё один моноусилитель, который сохранился и по сей день в рабочем состоянии –  фото 20.

Я перерыл все брощюры "В помощь радиолюбителю", все журналы "РАДИО", но так и не нашёл его схемы.
Недавно (в январе 2014 года), когда я готовил "Антологию транзисторных УНЧ" по материалам журналов "РАДИО" (1955-2013), всё-таки ОБНАРУЖИЛ схему этого усилителя в "РАДИО" №9 за 1973 год, стр. 56, Г. Крылов, "Широкополосный УНЧ". Наверное, у меня не было транзисторов, рекомендованных автором, и я заменил их подходящими, исходя из рекомендаций "Чем следует руководствоваться при замене транзисторов в УНЧ" ("РАДИО" №10, 1976, стр. 63).

У меня: Т1-Т3 МП21, Т4 П701, Т5-Т6 2Т908. К сожалению, силовичок я использовал слабоватый, поэтому
заявленной в статье мощности усилитель не развивает. Но работает действительно качественно.

В 70-е – 90-е годы я был постоянным подписчиком журнала «Радио». Случались ситуации, когда выписать его было проблематично, но, поскольку я был, наверное, единственным радиолюбителем в районе, да, к тому же, сельским учителем физики, всегда находились весомые аргументы в пользу того, чтобы мне не отказали в оформлении подписки.

В 1980 году в «Радио» №8 С. Филин опубликовал свой «Усилитель НЧ» (рис. 21 – схема построена в программе sPlan 7.0). Мне так понравилась схема, что я решил собрать такой УНЧ. Пришлось предпринять некоторые усилия, чтобы бесплатно найти КП303. Один усилитель мощности был собран на монтажной панели довольно быстро, но сигнала со звукоснимателя не хватало, чтобы «раскачать» обозначенную в статье мощность.

Пришлось покопаться в  имеющейся литературе. В конце-концов я остановил свой выбор на «Универсальном двухканальном предварительном УНЧ» С. Атаева из брошюры «В помощь радиолюбителю», вып. 56 (рис. 22). Дело в том, что я уже мысленно запланировал стереоУНЧ, и два канала (хотя и предварительных) мне бы не помешали. Предварительный УНЧ я спаял и вставил в цельнометаллический корпус – для полной экранировки.

Усилитель мощности я нагрузил на четыре звуковых колонки (от радиоузла РУШ-30), из которых, естественно, удалил согласующие трансформаторы. Соединил их для получения RН=4 Ом. Когда я включил: ЭПУ a предварительный усилитель a усилитель мощности a некоторые колонки попадали со стен, где они висели, а из щелей в потолке в моей мастерской посыпалась труха – так мощно зазвучал усилитель! Затем я всё восстановил, добавил регуляторы громкости и тембра, и мой усилитель заработал качественно и мощно.

Окрылённый успехом, я сделал второй канал. На фото 23 показаны блоки усилителей мощности для стереоУНЧ. Я уже не помню, зачем стремился уменьшить габариты печатных плат – ведь передо мной не стояла задача миниатюризации.

 

 

 

 

 

 

 

 

В реальной конструкции я использовал радиаторы, конечно, гораздо более мощные.

Для  некоторых УНЧ я делал предварительные усилители по схемам из брошюры «В помощь радиолюбителю», выпуск 33, Н. Зыков, «Предварительные усилители НЧ на транзисторах» - рис. 24 и рис. 25.

Под моим руководством один из студентов, Марков Валерий, сделал электроакустический агрегат (журнал «Радио», №3, 1972 г., В. Васильев, «Электроакустический агрегат из доступных деталей») – рис. 26 и фото 27.

У нас дома было много грампластинок с детскими песенками и сказками. Чтобы не испортить хороший проигрыватель, я сделал своим детям простенький электрофон на базе ЭПУ. Схему взял из журнала «Радио», №8, 1984 г., В. Сергеев, «Электрофон из ЭПУ» - рис. 28.

Из брошюры «В помощь радиолюбителю», выпуск 80, В. Иваненко, «Усилитель мощности НЧ» я сначала собрал один канал, затем – второй, потом – темброблок, далее – поместил в корпус… и получился стереоусилитель – рис. 29 и фото 30:

схема                         -->             печатная плата    -->          монтаж.
Печатную плату я сделал по-своему сразу на два канала. Предварительный УНЧ с темброблоком расположены на отдельной плате.

На рис. 30 показан внешний вид усилителя. На передней панели расположены стрелочные индикаторы выходов каналов, гнездо для подключения стереотелефонов, регуляторы тембра ВЧ и НЧ (сдвоенные), регуляторы уровня (отдельно на каждый канал), гнездо универсального входа, выключатель питания, переключатель «МОНО-СТЕРЕО», переключатель «РЕВЕРС», переключатель «ТЕЛЕФОНЫ-КОЛОНКИ», светодиоды подсветки режимов. На задней панели: сетевой предохранитель, сетевой разъём и гнёзда для подключения колонок. Боковые стенки – одновременно радиаторы выходных транзисторов (от усилителя «Электрон»). Создавая этот усилитель, я не стремился к миниатюризации. Для основания корпуса взял кусок ДСП подходящего размера и слегка подогнал его по ширине в размер радиаторов.

На рис. 30 показано также размещение блоков внутри корпуса. И опять же, силовичок оказался слабоват, поскольку даже при громкости несколько ниже номинальной заметно «проседание» напряжения питания. А вообще-то, работал аппарат довольно качественно (по субъективным оценкам «на слух»).

Для озвучивания некоторых своих мероприятий в педучилище я собрал усилитель-радиоузел – фото 31.
В нем я предусмотрел выход на колонки (4 Ом или 8 Ом), а также через трансформатор – в радиотрансляционную сеть. Таковая имелась в педучилище, но к моему поступлению на работу пришла в некоторый упадок. Я сам бегал со стремянкой, инструментами, проводами по этажам и кабинетам и восстанавливал её.

Усилитель в рабочем состоянии по сей день, хотя сама идея использования радиоузла давным-давно заглохла. В нём имеется микшер на 4 входа: 2 микрофонных и 2 универсальных (проигрыватель-магнитофон); регуляторы тембра ВЧ и НЧ; возможность подключения эквалайзера. Работал во всех режимах (как радиоузел – тоже!) и показал неплохие качественные характеристики при выходной мощности порядка 30 Вт. В блоке питания усилителя мощности я поставил силовой трансформатор от усилителя «Электрон», а микшер и темброблок запитал от отдельного маломощного трансформатора через собственный стабилизатор. Конструкцию собрал в корпусе от автотрансформатора кинопроектора «Украина».

Я собирал на монтажной плате для проверки качества звучания:
1) один канал из «В помощь радиолюбителю», выпуск 91, С. Филин, «Стереофонический усилитель звуковой частоты» - рис. 32

Параметры вполне соответствовали заявленным – подтверждено опытом.

2) «Усилитель мощности с электронной защитой» также С. Филина («Радио», №1, 1982 г., стр. 52) – рис. 33:
Этот усилитель также прекрасно работал.


3) Делал также «Любительский трансформаторный» (А. Григорьев, «Радио» №1, 1981 г., стр. 36) – рис. 34 и также получил весьма впечатляющий результат.

Была у меня идея создать нечто типа блочного радиоконструктора для лабораторного практикума по физике, но не суждено было этой идее воплотиться в жизнь. С одной стороны, произошло резкое «усекновение» общего объёма учебных часов на физику и, соответственно, на практикум. С другой стороны, студенты пошли такие, которым я перестал доверять серьёзную технику. С третьей стороны, всё больше учебного и свободного времени (для подготовки к учебным занятиям) стала занимать информатика. В конце-концов возня с программным обеспечением и с компьютерным железом отняла, практически, ВСЁ время, и я перестал паять что-либо стоящее, ограничиваясь мелким ремонтом.


ССЫЛКИ:

Радиограммофон – это аппарат для пригрывания и воспроизведения грампластинок с помощью встроенного УНЧ и динамика.

10 января 2013г.

НАЗАД на страницу РАДИОзвук